15

Ответ на пост «Игумен Иларион Николо-Угрешского православного монастыря крестьянам несносные налоги и обиды причинял»

Архимандрит Илларион(Завалевич) 13.08.1758-10.09.1758г.

Игумен Илларион (Завалевич), меньше месяца пробывший на Толге, в 1753–1857 годах управлял Николо–Угрешским монастырем. «Он был человеком умным и образованным: в 1743–1749 годах преподавал пиитику в Славяно–Греко–латинской академии, потом настоятельствовал в Николо–Перервинском монастыре. На Угреше при нем устроили часовню у святых ворот. Однако о. Иллариона отличало жесткое, доходящее до грубости и жестокости обращение с членами братии и крестьянами, что вызывало возмущение и тех и других. Так, в мае 1756 года монахи Иннокентий и Евагрий подали в духовную консисторию жалобу на него «о причинении им и другим монашествующим изнурений, обид и оскорблений».

Монастырские крестьяне зимой 1756 года взбунтовались. Причиной их нападений на монастырь были так называемые несносные налоги: урезание пашенной земли, сборы оброка и барщина сверх обыкновенного уровня, штрафы без вины, взятки и тому подобное. Дело рассматривалось в консистории очень долго, а притеснения все продолжались, и в январе 1756 года начались беспорядки.

11 января денисьевский крестьянин Иван Афанасьев Горохов нанес побои находившемуся в монастыре копиисту МДК Александру Иванову, за что был наказан плетьми.

Крестьяне окрестных деревень не раз приходили к монастырю с упреками, освобождали находившихся там колодников. Игумен Илларион просил начальство срочно выслать отряд для обороны монастыря, так как нападавшие крестьяне не уходили и не слушали увещеваний. В монастырь прибыл отряд солдат с одним офицером.

29 января 1756 года к бушующим крестьянам вышел иеромонах Иосиф и с большим трудом сумел их успокоить. 30 января двух служителей монастыря Михаила и Ивана Козьминых отправили в кандалах в Московскую губернскую канцелярию. Они избили и едва не зарезали конюхов обители Якова Иванова и Федора Максимова. Публично грозились их убить. Офицер и солдаты задержали драчунов в их доме в Угрешской слободе.

В этот же день бушующие крестьяне, среди которых было много пьяных, грозились также убить игумена Иллариона. Пришлось солдатам палить из ружей в воздух. Только тогда толпа разошлась. Установленный таким образом «мир» грозил взорваться в любой день новыми беспорядками, но все обошлось без кровопролития.

В марте 1756 года жалобы наконец–то рассмотрели на полном Синодальном собрании и передали для разбирательства в московскую контору Священного Синода. Видимо, этот конфликт стал причиной перевода из Угреши в 1757 году игумена Иллариона в Ростовский Зачатьевский Яковлевский монастырь, (по другим сведениям, в Спасо-Ярославский) а оттуда — в Толгский. На его преемников гнев крестьян не распространился.

Дело по жалобам крестьян на игумена Иллариона тянулось до 15 декабря 1760 года, когда указом МДК были установлены строгие суммы оброка — 1 рубль в год с ревизской души, время отработки барщины и строгое распределение пашенной земли.

Дело о бунте тянулось почти четыре года. Что и говорить: век спустя, когда монастырем управлял преподобный Пимен, подобные проблемы решались несравненно быстрее и эффективнее, поэтому и обитель процветала материально и духовно».

10 сентября 1758 года переведен в Спасский Ростовский монастырь, скончался в 1764 году в Перервинском Николаевском монастыре.

Показать полностью
56

Игумен Иларион Николо-Угрешского православного монастыря крестьянам несносные налоги и обиды причинял

18 век, Российская империя

Царице Елизавете жалобы крестьян на православного игумена Илариона (здесь в сокращении)

1756 г. до 12 февраля. — Прошение в Синод монастырских крестьян села Копотни с деревнями и сельца Михайлова о притеснениях, причиняемых им игуменом Николо-Угрешского монастыря Иларионом (Прошение было написано в феврале (точная дата в деле отсутствует), подано в Синод 12 февраля (ЦГАДА, ф. 1205, д. 26, л. 15).

Всепресветлейшая державнейшая великая государыня императрица Елизавет Петровна, самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая!

Бьют челом Московского уезду вотчины Николаевского Угрешского монастыря подмонастырного села Копотни с деревнями староста Иван Савинов да селца Мисаилова староста ж Стефан; Никитон, да тех же вотчин, оных же села и селца присутственных к ним деревень крестьяна, всего тысяча двести пятьдесят душ оного монастыря, на игумена Илариона, а в чем наше прошение, тому следуют пункты:

Означенной Николаевского Угрешского монастыря игумен Иларион
чинил нам, имянованным,
несносные налоги и обиды и великое во всем утеснение и
всегда содержит в тяжких и непрестанных работах затейных по прихотям своим:
земленых, каменных и протчих,
а именно: копаем пруды и землю носим в отдаленные полевые места, а в те пруды для насыпки носим из других мест от реки Москвы, разстоянием близ версты, и для удержания в тех прудах воды глину возим из других деревень, и в одном [262] вырытом пруде принудили нас, нижайших, сверх обыкновения землю пахать и бороновать, которую за новозможностию лошадьми и пахали, мы, нижайшие, собою; и сеял в том пруде на оной пашне хлеб, и на той прудовой работе держит нас, загнав из разных монастырских деревень, человек по пятисот, не давая нам никакова для своей крестьянской работы время, не токмо в простые дни принуждает на оной работе быть, но и в святую Пасху и в другие воскресные, праздничные и торжественные дни; и как в зимнее, так и в летнее работное время пеших и коиных с лошадми содержит на той работе без спуску, которая ныне еще не окончена.

<...>

И таковыми непрестанными работами отягощает нас весьма и сверх нашей возможности чрезмерно, которых уже мы и снести не можем.
А за неисправление оных приставленные к тем работам монахи и слуги по приказу его, игумена, бьют нас, нижайших, безпощадно.
И от таковых всегдашних и безпрестанных работ и своей крестьянской работы исправлять нам некогда, и хлеб сеем и сено косим все же, упустя удобное время, от чего бывает в хлебе немалой недород и в сенокосе упущение, и за тем и подушных денег сполна платить не можем, а промыслить оных за таковою всегдашнею работою время не имеем. [263]

2. Сверх оных всегдаших работ к вящему нашему разорению, он же, игумен, берет с нас, имянованных, как старост, так и крестьян, всякие немалые денежные взятки, а именно:
<...>
3-е. За дачу пашпортов с отпускаемых для заработков крестьян берет по два и по три, и по четыре, и по пяти рублей с человека.
<...>

7-е. Сверх того он же, игумен, берет с нас, подмонастырных крестьян, безвинно и только для одной своей корысти нападками и насилием денежные штрафы; и какие и с кого, и за что имянно, тому прилагаем при сем во всемилостивейшее разсмотрение реэстр, против которого так же и других взятков и непорядочных ево правлениях и нас, нижайших, раззорениях при следствии имеем мы, нижайшие, его, игумена, росписками и другими доказательствами изобличить.

<...>

4. И от таковых несносных от того игумена налог и чрезвычайных взятков, тако ж от тяжких и беспрестанных работ приведены мы, нижайшие <...>, в крайнее раззорение и бедность, так что многие и государственных податей платить не могут, а иные и дневной пищи не имеют и скитаются в мире; и ежели кто при взыскивании вышеписанных излишних поборов станет объявлять в платеже невозможность, тех бьет и немилостиво езжалыми кнутами и держит в цепи и уграживает ссылать нас, нижайших, в Архангелогородскую вотчину.
И дабы мы, нижайшие, не могли вовсе быть раззорены и с семейством разлучены, для того и по самому крайнему утеснению принуждены о всемилостивейшем нас<...> от крайнего раззорения защищении всеподданейше просить вашему императорскому величеству.

И дабы высочайшим вашего императорского величества указом повелено было сие наше прошение в святейший Правительствующий Синод принять и за вышепоказанными от объявленного игумена нам, нижайшим, налогами и утеснениями и за несносным нас раззорением ево, игумена, из помянутого Николаевского Угрешского монастыря перевесть куда указом вашего императорского величества повелено будет, <...>

Всемилостивейшая государыня, просим вашего императорского величества о сем нашем прошении милостивое решение учинить.

Февраля дня 1756 года.

К поданию надлежит в Святейший Правительствующий Синод.

Прошение писал Главной Полицмейстерской канцелярии копеист Иван Сахаров.

К подлинному прошению руки приложены тако: к сему прошению вместо села Копотни с деревнями старосты Ивана Савинова и всех крестьян по их прошению того ж села Копотни деревни Денисева крестьянин Иван Афанасьев руку приложил.
К сему прошению вместо сельца Михайлова старосты Степана Никитина и всех крестьян по их прошению Московского уезду дворцового села Мячкова крестьянин Прокофей Сидоров руку приложил.

На подлинном прошении помета секретаря Михаила Остолопова такова: № 300. Подано февраля 12-го 1756 года. Записав в книгу, предложить к докладу. Докладывано февраля 14-го 1756 года.


1756 г. до 5 марта. — Из прошения монастырских крестьян сел Починок и Хонятина о притеснениях, причиняемых им игуменом, Николо-Угрешского монастыря Иларионом

<...>
Он же игумен принуждает нас, крестьян, чтобы ходили к нему на поклон и приносили бы деньги и подарки, и ежели когда не пойдем, за то нас бьет и всякие мучения предает, чего ради, страшась такого мучения, старосты и целовальники повсягодно чинят поклоны деньгами по пяти рублев, а с харчами становится по осьми рублев.
<...>


"Иларион был переведен наместником в Чудов монастырь, все поборы с крестьян заменены единым оброком размером в 1 руб. с души мужского пола.
Но крестьяне должны были по- прежнему оставаться в подчинении Николо-Угрешского монастыря.
Однако принятое в 1757 г. правительством решение о том, чтобы крестьяне Николо-Угрешского монастыря платили рублевый налог, не выполняли ни монастырские власти, ни Синодальная экономическая канцелярия.
Указания Синода о том, чтобы жалобы монастырских крестьян были «в самоскорейшем времени» рассмотрены в московских губернских учреждениях, а самим крестьянам не чинились «обиды и разорения», выполнялись крайне медленно властями и новым игуменом Варлаамом, который жестоко преследовал крестьян, осмелившихся жаловаться на его предшественника."

//Документ и пояснение воспроизведены по изданию: Документы о восстании крестьян Николо-Угрешского монастыря в 1756 г. // Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР, Сборник IX. М. Наука. 1980


Елизаве́та Петро́вна (1709 - 1761 [5 января 1762], Санкт-Петербург) — императрица и самодержица Всероссийская из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 25 декабря 1761 (5 января 1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I.


Управитель вотчины Киево-Печерской Лавры иеромонах Дорофей грабил и избивал людей

UPD:

https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Vo...

ДОКУМЕНТЫ О ВОССТАНИИ КРЕСТЬЯН НИКОЛО-УГРЕШСКОГО МОНАСТЫРЯ В 1756 ГОДУ. DrevLit.Ru - библиотека древних рукописей

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!