Основатель и президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров.
Источник: https://m.business-gazeta.ru/article/659106
I. Мы очень долгое время делали и продолжаем делать ставку на низкую производительность труда и завоз большого количества трудовых мигрантов. В результате уже, наверное, около трети производящего населения на территории России — это мигранты. Я всегда был категорически против такого бесконтрольного завоза, поскольку стратегически это неверно и мы вместо того, чтобы работать над производительностью труда — изобретать экскаватор, производить его, завозим 100 человек с лопатами, которые решают данный вопрос. Тактически это, безусловно, дешевле, а стратегически мы так и не умеем изобретать и производить экскаваторы. Соответственно, не надо учить людей, которые смогут изобретать экскаваторы. Это к вопросу образования.
II. Что-то подобное у нас происходит с этими завозными мигрантами. Они, может быть, хорошие люди, честные, ответственные, желающие работать, но это все. Он приехал копать траншею на газопроводе или плитку класть в Москве, а ему говорят: «Ты еще должен историю России выучить». А он не знает слова «история». Его привезли, дали лопату и сказали: «Копать». Какое законодательство?! Его законодательство — бригадир. Никакого другого у него нет и не будет никогда. Это понимают мигранты, это понимают бригадиры, это понимают все, кто обучает мигрантов за государственные деньги. Веер денег в унитаз.
III. Я пару лет назад посчитал, и у меня получилось, что одно трудоустройство через центр занятости бюджету в зависимости от региона обходилось от 3 до 7 миллионов рублей. То есть приходит человек, вокруг него начинают бегать 20 других, в результате он как-то трудоустраивается, три месяца работает на зарплату в 30 тысяч, потом цикл повторяется. В результате каждый цикл стоит государству, нам с вами как налогоплательщикам, от 3 до 7 миллионов рублей. Сейчас уже, наверное, дороже. Если прикинуть, сколько людей работает в центрах занятости, какие у них есть бюджеты, можно оценить эффективность министерства труда. Не всего, конечно. Там есть эффективные истории. Я имел в виду тему занятости.
По моему мнению, надо просто все это дело внутри министерства труда закрыть, поскольку они не работают уже лет 20. То есть задач, которые 20 лет назад были решены, сейчас уже нет. А департаменты, которые должны их решать, есть, финансирование их есть, и десятки тысяч людей занимаются решением несуществующих проблем. Все интересуются: где потенциал людей для рынка труда? Вот в министерстве труда можно тысяч 20 найти.
PS Рекомендую всем мыслящим людям прочесть его интервью полностью. Кое-где его заносит черезчур, но общая канва мысли верная.