Ответ на пост «Продаются детские ботиночки. Неношенные»

Всегда берет за сердце этот сюжет. Странно, что никто так не написал по мотивам "ботиночек" книгу. У меня перед глазами стоит образ матери, потерявшей рябинка в какой-то странной болезни или войне. Почему бы ей не отдать ботиночки даром? Ну потому что это еще один виток драмы....

71

Ответ на пост «Продаются детские ботиночки. Неношенные»

Вспомнилась история из моего далекого детства. Подслушал тогда рассказ взрослых. В небольшом поселке жила-была семья: муж, жена и их маленький сын. Мужчина сильно пил. Как-то мать купила сыну новые валеночки. (В моём детстве мы почти поголовно носили зимой валенки). Ребенок весь день радостный топал в них по комнате... Мать ушла на работу в вечернюю смену. Вечером пришел в хлам датый отец, увидел их, отобрал у сына и решил продать, чтобы ещё выпить. Сын как был, побежал за ним на улицу. Там мороз. Сильно замерзшего ребенка спустя продолжительное время подобрал кто-то из взрослых. Больница. Сюда через несколько дней пришел протрезвевший и раскаявшийся "папаша". Пришел с подарком, с валенками. А сын ему отвечает, мол не нужны мне больше валенки, нет у меня ножек.

За достоверность истории не ручаюсь. Хочу надеяться, что всё это выдумано и история из разряда назидательных для подрастающего поколения. От себя ни добавил ни слова.

34

Ответ на пост «Продаются детские ботиночки. Неношенные»

Я впервые сталкиваюсь со мнением, что кто-то может неправильно понять этот «рассказ». Тем более, что он почти всегда упоминается в контексте:

«Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Он выиграл спор: "Продаются детские ботиночки. Неношеные"»

В этом контексте человек будет сразу искать причину, почему этот текст должен быть трагическим и способным растрогать любого.

Да, не исключено, что можно на эту тему острить в духе «ну не подошли, наверное» (да что там, сам подобным занимался — это вообще забавно, любые произведения выворачивать так, чтобы ломать заложенный в них смысл, разумеется, если все сопричастные понимают, что происходит), но не понять подтекст этого рассказа... Тут одно из четырёх: или вы сами не поняли его и экстраполируете свой опыт на всех (я слабо в это верю), или вы базируете своё мнение на странной выборке (или очень большие тугодумы, или те, кто в силу, например, возраста не поймут, в чём тут трагедия (ну я думаю, ребенок лет 8–10 ещё вполне может не понять)), или вы наткнулись на людей, которые острили на эту тему, и приняли их остроты за то, что они действительно не понимают, или, что на мой субъективный взгляд более вероятно, хотя и не могу утверждать, у вас вообще нет выборки и вы придумали это из воздуха, чтобы поднять тему контекста времени.

Если я прав, то пример вы выбрали странный, ведь он, первое, не массовый, второе, есть более явный и распространённый пример — название романа «Война и Мир», в котором, согласно одной из трактовок (на мой взгляд, имеющей место быть), слово «мир» имеет значение не «противоположность войне», а «человеческое общество». Т. е. общество (мир) в контексте войны. И так как для нас слово "мир" утратило это значение, то уловить эту трактовку, нам сложно.

P.S. Раз уж я сам поднял тему "Войны и мира" внесу некоторую ясности. Корни этого разночтения в том, что до реформы языка мир, как отсутствие вражды и мир как общество, писались по разному.

Миръ – это отсутствие войны.

Мiръ – это общество, вселенная.

И в разных черновиках и рукописях это слово писалось по-разному, также были и издания с разным написанием (правда, как я понимаю, при жизни Толстого писали всё же «Миръ», по крайней мере я не нашёл до 1917 таких изданий). Так что всё же вариант с тем, что Толстой имел в виду «мир» как «общество» — скорее миф, порождённый более поздними изданиями. Хотя, стоит признать, что его живучесть во многом обусловлена реалистичностью такого объяснения.

Показать полностью
253

Продаются детские ботиночки. Неношенные

Этот легендарно-мифический рассказ - отличный показатель того, как сложно нам сегодня воспринимать литературу, написанную в прежние времена.

"Продаются детские ботиночки. Неношенные"

Раньше этот микро-рассказ воспринимался как трагедия. Раз ботинки не носили - значит ребенок умер, не успев их надеть.

Сегодня многие не понимают: почему сразу трагедия, может просто купили, а ему размер не подошел!

В те времена, да даже еще 30 лет назад, не могло такого быть, чтобы "размер не подошел". Не говоря уж о фасоне. Вещей было мало, покупалось (а часто - доставалось) тщательно, с примеркой, и даже если что-то не подошло - всё равно носили. Маленькое разнашивали, большое ушивали или носили с тремя носками. Поэтому объявление о неиспользованных детских вещах воспринималось как трагедия.

Сегодня "детские неношенные ботиночки" не значат ничего.

И вот мы сидим тут, с умным видом спорим например про Евгения Онегина. Но зачастую понятия не имеем, что там к чему и почему на самом деле.

Миф про "продаются детские ботиночки"

Отличная работа, все прочитано!