Относительно малая часть выпускников юрфаков работает по специальности. Я учился в довольно неплохом юридическом вузе и из моей группы, которая считалась одной из лучших на курсе, только треть ребят (7 человек) устроилась по специальности, из них только двое (я и еще один одногруппник) работают не на государство.
Буквы учебного заведения, равно как и красный диплом не делают вас автоматически хорошим специалистом. Можно окончить с отличием юрфак МГУ или иной, относительно топовый вуз типа МГЮА им. Кутафина или ВШЭ, и быть полным нулем в юриспруденции, а можно окончить юрфак какого-нибудь сельхозинститута или политеха стать высококлассным специалистом.
Работодатели все меньше смотрят на буквы вуза и цвет диплома, исключение - государственная служба. Для некоторых ребят, которые учились со мной, красный диплом стал преимуществом при поступлении на гос.службу (прокуратура, Следственный комитет, МВД).
Юристов, связанных с государственной или муниципальной службой, не важно МВД это, ФССП, СК, администрации МУП или прочие бюджетные организации, как правило, не особо жалуют в частных компаниях.
Аналогично выпускнику профильного вуза, типа академии МВД или ФСИН будет крайне сложно устроиться по гражданской специальности, сказывается специфика обучения в таких учебных заведениях.
Работа судебным приставом-исполнителем считается дном среди многих юристов и на это есть причины. Зарплата - копейки, куча нервотрепки, ненормированный рабочий день, часто - плохое отношение руководства, не говоря уже о взаимодействии с должниками или взыскателями.
Зубрежка законодательства бесполезна и даже вредна. Нужно не зубрить, а понимать и анализировать право, это, к сожалению, дается далеко не всем студентам. Знаю одну девушку, которая ради красного диплома ночами зубрила кодексы и учебники без понимания конкретики. Итог - красный диплом она заработала, но одновременно и кучу болячек на нервной почве. Сейчас она работает по специальности, но ей пришлось буквально заново учиться.
Учеба на юрфаке в приличном вузе не является такой простой, как может показаться первоначально. Нужно иметь математический склад ума и хорошую память, уметь работать с большим объемами информации и тщательно ее анализировать.
Правовой нигилизм у многих юристов зарождается еще в студенческие годы (в моем случае не последнюю роль в этом сыграло отношение руководства вуза к студентам). Для многих коллег быть юристом - не значит соблюдать закон и порядок, у одного моего товарища есть соответствующая татуировка "Юриспруденция - не есть законность", хотя как специалист он очень грамотный.
После окончания вуза работодатели не ждут с распростертыми объятиями (исключение - целевики). Выпускнику юрфака без опыта работы и каких-либо связей будет крайне сложно найти работу по специальности, а если и получиться что-то найти, то такая работа будет низкооплачиваемой, часто на уровне кассира в Пятерочке. В одной консалтинговой компании, где я раньше работал, девочки без опыта работы получали 25-30 тысяч рублей, я с опытом пару лет назад получал 40-45 тысяч, но руководство закрывало глаза на то, что я халтурил на рабочем месте, да и работа не была особо напряженной.
Относительно других профессий юристы зарабатывают совсем немного. Исключение - международники, начальники юридических отделов (не все), адвокаты и частные представители (не все), узкоспециализированные специалисты (также не все).
Окончание вуза не означает окончание обучения. Юрист, как и врач, должен всегда совершенствовать свои профессиональные навыки (изучать профильную литературу, изменившееся законодательство, судебную практику, проходить различные курсы) и прокачивать софт-скилы, а также знание языков, навыков делового письма и речи.
Работая в какой-либо отрасли (здравоохранение, строительство, производство) юрист должен разбираться не только в юриспруденции, но и базово в той сфере, с которой он связан. К примеру, я понимаю как происходит процесс строительства того или иного объекта, знаю чем отличаются между собой проектная и рабочая документации, знаю чем монтаж отличается от шеф-монтажа и так далее, а будучи на стройке я легко отличу прораба (красная каска и нецензурная брать) от рабочего (оранжевая каска) или инженера (белая каска). Кроме того, у меня есть базовые навыки кадровой работы и я немного понимаю в бухучете.
Не бывает универсального юриста, который разбирается во всех отраслях права (как и врача, разбирающегося во всех болезнях).
Бывают исключения, но это очень редкие, как пример - мой самый первый наставник и работодатель, правда по первому образованию он был физиком-ядерщиком, поэтому юриспруденция была для него что-то вроде арифметики.
Если юрист говорит вам о том, что он 100% выиграет дело - бегите от него, это мошенник. Единственная категория дел, где юрист всегда может всегда гарантировать вам результат - это расторжение брака, и то в случае, если доверителем будет женщина (с мужчинами есть нюанс, гуглим ст. 17 Семейного кодекса РФ на этот счет).
Очных бесплатных юридических консультаций не бывает - это почти всегда развод. Исключение - правовые клиники при юрфаках, оказание правовой помощи социально незащищенным слоям населения, редкие компании, которые занимаются бесплатной консультацией (оценкой ситуации клиента) и честно работает, лично я знаю только одну подобную компанию.
Хороший социальный юрист (пенсии, пособия) очень востребован, но получает мало, поскольку категория его клиентов либо неплатежеспособна, либо и вовсе не хочет платить за услуги (платить за разговор в их понимании). Мою коллегу по отделу, которая раньше специализировалась на праве социального обеспечения задолбали постоянные звонки с просьбами о бесплатной консультации и даже о бесплатном изготовлении документов.
Штатный юрист должен все уметь или очень быстро этому научиться. Пусть в основном я специализируюсь на претензионно-исковой деятельности и координации строительных проектов, но могу также работать с договорами, составлять локальные акты, знаю как вносить изменения в учредительные документы.
Работая юристом нужны стальные нервы.
По моему наблюдению женщины лучше работают с договорами, а большинство хороших судебников - мужчины.
"Ты можешь быть бесконечно прав, но какой в этом толк, если судебный процесс проходит в России?" - отчасти является суровой действительностью, коррупционный фактор еще никто не отменял.