На первый взгляд, классический фильм Ридли Скотта 1979 года кажется довольно простым: клаустрофобная битва с кошмарным монстром в максимально опасной среде — концентрированная доза научно-фантастических и хоррор-тропов. Но по мере того как «Чужой» разростался до масштабной франшизы, становилось всё очевиднее: Скотт вложил в фильм куда больше смыслов, чем казалось поначалу. Помимо мрачных размышлений о биологии и рождении, «Чужой» затрагивает куда более глубокие вопросы: противостояние искусственного интеллекта и человечества, социально-политические темы коррупции в корпорациях и классовой борьбы, а также генетические идеи мутаций и эволюции, которые эволюционируют вместе с эпохой (подробнее об этом тут).
Продюсер и сценарист Ноа Хоули («Фарго», «Легион») отлично умеет вытаскивать серьёзные идеи из жанровой «макулатуры», так что неудивительно, что в «Чужой: Земля» он делает смелый шаг вперёд. Как в плане сюжета, так и в плане самого мира.
События сериала происходят в 2120 году — за два года до того, как Nostromo найдёт и извлечёт ксеноморфа на LV-426. Впервые во франшизе нам показывают Землю — планету, которой правят три мегакорпорации и триллионеры, стоящие у их руля. Как хорошо знают фанаты этой вселенной, корпорация Weyland-Yutani уже давно занята опаснейшими экспериментами: они прочёсывают галактику в поисках форм жизни, которые можно превратить в биологическое оружие.
Сюжет
Корабль USS Maginot возвращается на Землю с опаснейшими образцами, собранными за десятилетия путешествий. Из-за загадочных обстоятельств корабль выходит из строя, монстры вырываются на свободу, и Maginot терпит крушение. К несчастью для Weyland-Yutani, он врезается прямо в небоскрёб конкурирующей мегакорпорации Prodigy, принадлежащей самому молодому триллионеру в истории — Бою Кавальеру (Самуэль Бленкин). Бой лидирует в гонке за постчеловеческую эволюцию — его «потерянные мальчики» представляют собой гибридов: смертельно больные дети, чьё сознание перенесено во взрослые андроидные тела.
Но как только Бой узнаёт, что именно везли на борту Weyland-Yutani, все его усилия сосредотачиваются на новых биологических образцах.
Впечатления
Сериалу удаётся выиграть там, где многие телеспин-оффы терпят неудачу: новинка полностью оправдывает своё длинное повествование. Неспешное развитие персонажей и проработка мира органично перетекают в насыщенные экшен-хоррор арки, которые не уступают полнометражным фильмам.
FX не экономит на производстве: декорации, костюмы, различные существа, визуальные эффекты — всё на уровне полнометражного кино. В любом случае, «Чужой: Земля» доказывает: эта франшиза отлично работает в формате сериала.
Актёрский состав и персонажи — посложнее. Есть явные звёзды: Сидни Чендлер (дочь актёра Кайла Чендлера) неожиданно блистает в роли Венди, передавая тонкости и нюансы девочки, чьё сознание помещено во взрослое тело. Она учится и эволюционирует быстрее, чем кто-либо ожидал. Тимоти Олифант тоже затмевает остальных в роли Киша — пожилого синтетика, управляющего отрядом «потерянных мальчиков». Олифант — один из лучших характерных актёров на телевидении, и его эксцентричная трактовка «человеко-машины» вполне могла бы стать основой для отдельного шоу.
Самуэль Бленкин на одном уровне с Олифантом: он балансирует между наивным ребёнком и технобароном-психопатом с улыбкой и растрёпанными волосами. Также стоит отметить Бабу Сизея, сыгравшего киборга-охранника с Maginot, который ведёт собственную тайную миссию по возврату утраченных активов Weyland-Yutani.
Хотя сериал — мрачное и напряжённое погружение во вселенную «Чужого», он не лишён недостатков. Как обычно, авторский стиль Хоули — на любителя: завихренные движения камеры, медленные сцены молчаливых размышлений, монтаж под музыку. И, конечно, внезапные сюжетные повороты в сторону, которые в руках менее опытного шоураннера могли бы развалить весь проект. Как и в любом сериале, основанном на кино, здесь есть провисания и побочные линии, не обладающие нужной драматической тяжестью.
К счастью, Хоули удерживает фокус там, где нужно: на нависшей угрозе или на том, что вот-вот вырвется наружу. Особенно удаются ему мощные sci-fi-моменты: будь то Венди и её эволюция вместе с другими «потерянными мальчиками», или новые существа, которые представлены как полноценные персонажи — с удивительным количеством сцен, передающих их точку зрения. Это странно, страшно и вместе с тем завораживающе — иронично, но сами ксеноморфы на фоне других монстров кажутся наименее интересными.
Также в сериале много тайн, что позволяет играть с хронологией и добавлять неожиданные повороты ближе к финалу.
Первые две серии дадут зрителям массу поводов остаться в этом мире, но по-настоящему удержит их не столько привязанность к героям, сколько общее ощущение надвигающейся гибели. После того как «Чужой: Ромул» успешно возродил интерес к франшизе на большом экране, «Чужой: Земля» ясно показывает: телевидение — это недостающий элемент, чтобы франшиза заработала на полную мощность во всех форматах — кино, сериалы, игры, комиксы.
Это также подтверждение того, что FX/Hulu на подъёме — регулярно выпускает жанровые сериалы премиум-уровня.
«Чужой: Земля» стартует 12 августа.