Ответ на пост «Орки против свиней»
Средневековье вернулось в политику. Всё более средневековый язык мировых лидеров и массовых медиа в разных странах не сулит ничего хорошего для всех нас.
Нынешние политики напрямую придумывают друг другу клички - всё это напоминает Средневековье, когда у каждого великого политического деятеля было прозвище. Иногда королевские прозвища высмеивали (или прославляли) внешность людей: Карл Лысый, Карл Толстый, Ивар Бескостный, Рагнар Лодброк. Иногда они прославляли политические или военные успехи, как в случае с Владом Цепешем, Эриком Кровавым Топором.
К примеру, Башара Асада называют «Животным Асадом», Джастина Трюдо — «Губернатором Трюдо», а Ким Чен Ына — «Человеком-ракетой» или «Маленьким Человеком-ракетой». Про Путина вы и сами знаете. И про Трампа.
Или ещё один пример скатывания в Средневековье - политики стали открыто лебезить и вылизывать анусы. Возьмём, к примеру, личное письмо генерального секретаря НАТО Марка Рютте («Господин президент, дорогой Дональд»), написанное накануне недавнего саммита НАТО, а затем опубликованное в сети обрадованным Трампом. Рютте, бывший премьер-министр Нидерландов, страны, которая стояла у истоков эпохи Просвещения, одновременно пресмыкается перед президентом США и перенимает его своеобразный стиль общения. «Решительные действия» в Иране были «поистине экстраординарными» и «тем, на что никто другой не осмелился бы пойти. Это делает нас всех в большей безопасности». «Вы подвели нас к действительно важному моменту для США, Европы и всего мира», заставив Европу согласиться тратить больше денег на собственную оборону, — говорит он. «Вы добьётесь того, чего не удавалось ни одному американскому президенту на протяжении десятилетий». Генеральный секретарь НАТО подытожил это во время саммита, оправдав использование Трампом ненормативной лексики в его предупреждении Ирану и Израилю о необходимости прекратить боевые действия тем, что «папе иногда приходится выражаться крепким словцом».
Письмо Рютте продолжает давнюю традицию подобострастных лояльных обращений к монархам со стороны их подданных (хотя и с более короткими словами и большим количеством заглавных букв). Монархов обычно восхваляли за их мудрость, справедливость и дальновидность; подданных так же обычно описывали как благодарных, смиренных и благоговеющих. Никогда не стоит перебарщивать с восхвалением вышестоящих. Члены королевской семьи не смущались из-за чрезмерной лести, а просто воспринимали её как должное и просили ещё. Чтобы создать атмосферу Средневековья, Рютте даже закончил письмо словами «Счастливого пути и до встречи на ужине у Его Величества».
Достаётся и просто странам. Примитивные оскорбления в адрес России открыто транслируются в СМИ Европы. Восточные страны называют Америку и Израиль «большим Сатаной» и «малым Сатаной».
Такой язык был распространён во всём средневековом мире, как христианском, так и мусульманском, когда все верили, что силы Добра и Зла в конце концов сойдутся в решающей битве, после которой наступит всеобщий мир и гармония.
И всё это сильно отличается от традиционного языка международных отношений, когда образованные и этичные политики и технократы говорили о подразделе три, пункте пять последнего отчёта МАГАТЭ или какого-нибудь другого органа, изобилующего аббревиатурами.
Теперь все политики мира превратились в условных Жириновских, кричащих, оскорбляющих, бросающих стаканы и в настоящее время мы наблюдаем отказ от всех основных представлений о прогрессе культуры взаимоотношений, которые определяли мышление со времён Просвещения.
Растущее число агрессивных лидеров (их много по обе стороны баррикад) относится к международным отношениям — как к проверке своего эго. А постграмотная и одурманенная публика предпочитает прозвища и мемы, а не речи и сложные рассуждения. Вопрос о том, совместима ли нынешняя агрессивная и не сдерживаемая этическими нормами риторика с долгосрочным выживанием человечества в мире ядерного оружия и сверхзвуковых баллистических ракет, остаётся открытым.