Ответ SunWindSmile в «Алмаатинский апорт»
АЛМАТЫНСКИЙ. Теперь им ТАК надо. Алматынцам и алматынкам.
АЛМАТЫНСКИЙ. Теперь им ТАК надо. Алматынцам и алматынкам.
Вырос и закончил школу в Алма-Ате. Учиться уехал в Новосибирск (НЭТИ ССФ 82-88гг - привет!). По осени местные студенты стали привозить из садов яблоки, большие - но, на мой алма-атинский вкус - терпковатые.
— То ли дело — у нас апорт, — сказал я, не подумав.
— А что это такое?
— Это яблоки такие, с мелкую дыню. И вкус — космический, ни с чем сравнить не возможно. Пол-яблока съел — больше не сможешь — весь день сытый ходишь.
— Да ну, гонишь!
Мне не поверили, засмеяли, меня заело.
Звоню в Алма-Ату, объясняю ситуацию.
Через неделю телеграмма (82-й год, напоминаю):
— Такого-то числа поезд такой-то, вагон такой-то, проводник такой-то. Возьми друзей 8-10 чел. Стоянка 3 мин.
Собираю бригаду, никто ничего не понимает:
— Поехали со мной за посылкой?
— Что, сам не можешь?
Показываю телеграмму.
Проводник открывает дверь — оттуда сшибающий запах прогревшегося за 2 суток апорта и коробок — на весь тамбур под потолок!
Еле успели разгрузить, часть коробок проводник метал уже на ходу, мы бегом ловили, растянулись метров на 100.
Всё - с нашей дачи!
Привезли в общагу (6-е общежитие на Блюхера 32/1 - привет!), ели — месяц, запах с нашего 8-го этажа до первого. Приходили незнакомые ребята:
— Дайте хоть одно яблоко на комнату!
Все скептики были посрамлены так, как ещё ни одни скептики не были посрамлены!
Забыл совсем про эту историю, недавно ездил на 30 лет со дня выпуска, мне одногруппники напомнили — некоторые с тех пор больше апорт и не видели!
В Алма-Ате был лет 5 назад, апорт продают — но я его не узнал.
— Почему такой мелкий апорт? — спрашиваю у продавца. — Я же помню, какие они были.
— Те сады вырубили, коттеджами застроили, сейчас только вот такие растут...
Но цвет, запах и вкус — всё равно выдают породу.
На фото — это апорт из той, пятилетней давности поездки. Раньше он был — старожилы подтвердят — как три этих яблока.
Простите замногабукв — взностальгнул безмерно.
Я знал, что есть такие чудо-яблоки – алма-атинский апорт, но никогда их не видел. Пока не поехал поступать на учебу в КазГу, на факультет журналистики. В Алма-Ате я нашел своего одноклассника Володю Гончарова – он переехал туда со своей женой-учительницей, работавшей в Пятерыжской восьмилетке. Кстати, таким же образом попал в те края, под Алма-Ату, и другой мой одноклассник – Николай Кутышев, мы его впоследствии навестили с Володей.
Вовка работал таксистом, очень хорошо знал столицу Казахстана и по мере возможности показал ее мне. Мы с ним побывали в кинотеатре «Арман», где тогда крутили стереофильмы (сегодня это фильмы 3д), в сказочной бане-дворце «Арасан», из которой не хотелось уходить, да больно дорог там был один час пребывания – 23 или 24 рубля, уж точно не помню.
Но самую памятную экскурсию мы с ним совершили в алмаатинские сады. Володя жил в районе киностудии «Казахфильм», откуда до этих садов, раскинувшихся на холмах предгорья Ала-Тау, было рукой подать.
- Апорт когда-нибудь пробовал? – спросил меня Вовка.
- Откуда? Нет, - честно признался я.
- Сегодня попробуешь.
И мы, запасшись то ли большими сумками, то ли мешками, уже точно не помню, пошли с Володей от дома родителей его жены, живших в частном секторе, к зеленым холмам, за которыми видны были сияющие снежные вершины Ала-Тау.
Казалось, они были рядом, рукой дотянуться можно. На самом деле, конечно же, это был оптический обман. И до гор были десятки километров. А вот до садов мы дошли быстро, минут за десять-пятнадцать, наверное.
На небольшой возвышенности виднелись облитые ярким солнцем не очень высокие плодовые деревья с согнутыми книзу ветвями, отягощенными розовыми и алыми яблоками. Даже издалека было видно, что они крупные. Но прежде до обоняния долетел неповторимый яблочный аромат.
Мы перебрались через неглубокий ров, опоясывающий сад, и беспрепятственно вошли в него, с длинными рядами яблонь, убегающих вдаль. Людей я в нем не увидел. Кроме нас двоих. Хотя неподалеку, из-за зеленых крон яблонь, вроде бы слышались чьи-то приглушенные голоса.
- А что сад не охраняется? - с удивлением спросил я.
- Да как-то так, - сказал Володя. – Забрасываются постепенно сады, урожаи толком не убирают. Вот народ с окрестностей и ходит сюда за яблоками, не пропадать же добру.
Действительно, многие яблони уже были осыпавшимися, и в траве лежали гигантские яблоки размером с детскую голову! Ну, мы с Володей и набрали яблок, сколько могли унести. Кстати, я там же съел пару-тройку невероятно ароматных и очень вкусных апортин – больше просто не влезло, они точно потянули на килограмм.
А на следующий день я отправил посылку с яблоками дочкам в Экибастуз. Но прежде на почте пришлось выстоять гигантскую очередь, пропахшую алма-атинским апортом: множество народа отправляло дырчатые посылки с выглядывающими из них веселыми крутобокими яблоками в разные концы страны…
Вот такая замечательная история вспомнилась мне в день яблочного Спаса. Теперь вы можете спросить меня: а что же в наши дни происходит с алма-атинским апортом? Увы, судьба этого древнего сорта яблок, в 19-м веке впервые высаженного в казачьей станице Верный переселенцами из Воронежской губернии и со временем культивированного до известного всему миру алма-атинского апорта, сейчас здесь, в прежней столице Казахстана, носящей имя Отца Яблок, весьма печальна. Прямо вот в это время, в наши дни, знаменитые сады с алмаатинским апортом вырубают и строят на месте яблонь коттеджи – землю в живописнейшем месте города у подножия Алатау оказалось выгоднее продать, чем выращивать на них яблоки…
Марат Валеев.